Илья Михайлович Лавров

Илья Михайлович Лавров
Илья Михайлович Лавров (2.08.1917, Новониколаевск — 17.10.1982, Новосибирск) — русский советский писатель, член Союза писателей СССР (1956), литературовед, актёр.

Биография

Илья Лавров родился 2 августа 1917 года в городе Новониколаевске, закончил Новосибирский театральный техникум в 1936 году, работал 15 лет театральным актёром. Играл в драматических театрах Новокузнецка, Новосибирска, Томска, Нальчика, Ферганы, Элисты, Читы. Первый рассказ был опубликован в 1952 году (журнал «Крестьянка»). Первый сборник рассказов «Ночные сторожа» вышел в 1955 году в Чите.
Его творчество выделяется своим тонким лиризмом, свойственным создаваемым Лавровым образам, чуткостью к внутреннему миру героев произведений и романтизмом.
Награды
1967 — Знак Почёта
1977 — Орден Дружбы народов


Произведения
1955 — «Ночные сторожа»
1956 — «Синий колодец»
1956 — «Несмолкающая песня»
1957 — «Девочка и рябина»
1958 — «Они летали к облакам»
1960 — «Мне кричат журавли»
1961 — «Встреча с чудом»
1969 — «Зарубки на сердце»
«Дни ветров и метелей»
«Кудлатая хорошая собака»
«Штормовое предупреждение»
«Бессонные ночи»
«Галя Ворожеева» — первая повесть Лаврова.
1983 — «Уплывающая лодка», рассказы
1984 — «Последняя охота», повести
1988 — «Листопад в декабре»
По повести Ильи Лаврова «Встреча с чудом» была написана опера «Сёстры», (композитор Дмитрий Кабалевский) и снят фильм «Дорога к морю», (киностудия «Мосфильм», 1966).

Печальное счастье Ильи Лаврова

 

       Его книги до сих пор хочется читать и перечитывать — заново открывая их тихую нежность и прозрачную грусть. Удивляясь неиссякаемому потоку его фантазии, легкости и раскованности его стиля. Его повести и рассказы наполнены «шумом жизни» — ее красками, запахами и звуками. Его осенняя ночь пахнет «сырым песком, намокшими заборами, опавшими листьями и ванилью». А ветер дует слабо и мягко — «как дуют на блюдце с горячим чаем»… Их страницы наполняет то непередаваемое настроение, которое сам Илья Лавров определял как «печальное счастье». «И я, охваченный печальным счастьем, переполненный нежностью, бросаюсь к лесам, травам, птицам, пока и слышат уши, посмотреть бы в детские очи, женские лица, пока еще мои зрачки сжимаются от света»…

Рассказывая об истоках своего творчества, писатель уносился воспоминанием в далекое детство, когда «увидев выпуклый, точно лепной месяц над лесом», он «мог расплакаться от непонятного порыва не то великого счастья, не то жгучего горя». Все это потом перетекло в его книги, которые «готовились в душе задолго до их написания…». По его глубокому убеждению, искусство могло рождаться «из любви и ненависти, из горя или счастья, но никогда — из равнодушия».

          Театр или литература?

Начинал Лавров как актер театра. В 1936 году закончил театральный техникум при Новосибирском ТЮЗе. Работал во многих театрах страны. С гастролями объехал весь Союз. Параллельно писал стихи и прозу. «Назначил себе десять лет тренировки и писал только для себя».

«Репетиции, спектакли, гастроли, горечь провалов, счастье удачи, всякие трудности актерской жизни, — вспоминал он позже свою театральную часть жизни. — И боязнь прожить бесследно, ничего не создать. И томление по слову, по образу. Душа была постоянно в напряжении. Тоска по своей книге все гнала и гнала ехать, идти, лететь. Все казалось, что не успею куда-то, прозеваю что-то, не встречу кого-то. И все не проходила, не смолкала пронзительная печаль, будто я что-то терял и не мог найти»… Это было нормальное состояние человека, рожденного писать, но занятого иным, пусть нужным, прекрасным, но не совсем своим ремеслом.

В 1955 году в Чите увидел свет его первый сборник — «Ночные сторожа». Годом позже — вторая книга «Синий колодец» и третья, уже в Москве, — «Несмолкающая песня». После приема в Союз писателей в 1956-м Лавров решает полностью порвать с театром и целиком посвятить себя литературе. Свое последнее «люблю» сцене писатель скажет в повести об актерах «Девочка и рябина».

В начале 60-х он напишет свое самое знаменитое произведение — романтическую повесть «Встреча с чудом». История сестер-близнецов Аси и Славки как нельзя лучше совпадет с настроениями времен «хрущевской оттепели«. Повесть будет много раз издаваться и переиздаваться, будет переведена на иностранные языки, выйдет в«Роман-газете» тиражом в несколько миллионов экземпляров, композитор Дмитрий Кабалевский напишет по ней оперу «Сестры», а на киностудии «Мосфильм» будет создан кинофильм «Дорога к морю».

У каждого из почитателей светлого таланта Ильи Михайловича, впрочем, есть свой набор наиболее близких сердцу сочинений. Для кого-то это «Встреча с чудом» или «Мне кричат журавли», «Дни ветров и метелей» или «Кудлатая хорошая собака»… А для кого-то — его более масштабные сочинения, такие как роман «Штормовое предупреждение»или трилогия-воспоминание «Бессонные ночи»… Или из последнего — «Листопад в декабре»…

Водосточная канава и небо в звёздах

Критики называли Лаврова «тонким живописцем с душой поэта», «поэтом в прозе», «тонким лириком», «жизнелюбивым романтиком». Романтиком он был и в жизни. Об этом его удивительном качестве, как, впрочем, и, многих других, не менее удивительных в литературных кругах города, до сих пор ходит много историй и легенд. Пожалуй, больше, чем о ком-либо другом. Личностью Лавров был яркой и неординарной, как бы сейчас сказали «неформатной», и часто выламывался из всех установленных правил и норм.

Алексей Горшенин в своей книге «Черный понедельник», в частности, рассказал занятную историю, которая случилась с Лавровым и с литературным критиком Виталием Коржевым. Встретились они в книжном издательстве, куда Лавров пришел получать гонорар. Обычно к заветному окошечку писателя сопровождала супруга Вера Антоновна. Однако на этот раз он почему-то оказался у кассы один. И, едва успев сложить купюры в барсеточку, увидел Коржева. «Виталий! — обрадовался он.- Ты-то мне и нужен: будешь моим телохранителем…

От издательства до Лавровского дома была всего три остановки на трамвае. Но друзья осиливали этот путь с полудня до глубокой ночи. Главными преградами, естественно, были гастрономы и забегаловки. В конце концовоба почему-то оказались в глубокой траншее, на дне которой прокладывался канализационный коллектор. Очнулись от сырого могильного холода, которым тянуло от бетонной трубы, к которой они привалились спинами… Где-товысоко виднелся кусочек черного неба со звездами. Далее приводим диалог дословно:

— Смотри, Виталий, как красиво! — восхитился Лавров.

— До красоты ли, Илья Михайлович! Сидим в какой-то яме.

— А ты представь, что это не яма, а горная пещера. Вокруг черное безмолвие, звезды.

— Какое там безмолвие! — возразил Коржев. — Машины вон гудят. Шоссе где-то рядом.

— А это не машины, — продолжал гнуть свое Лавров. — Это гул горного обвала. Но мы с тобой в пещере, и никакой обвал не страшен. А вон послушай! Слышишь… капает что-то. Там, наверное, подземные воды, а эти капли рождают сталактиты.

— Какие сталактиты? Дождь идет, вода с улицы сочится. Выбираться надо отсюда, Илья Михайлович, домой идти! — твердил свое Коржев.

— А что ждет тебя дома? — грустно сказал Илья Михайлович. — Жена, которой важны не столько твои романтические порывы, сколько деньги, которых все равно не хватает. Дети, у которых своя жизнь, далекая от твоей?.. А здесь смотри, как хорошо. Мы с тобой одни, оторванные от всего мира, и никто не мешает нам насладиться целительным одиночеством…

Этот аргумент подействовал. Больше Коржев на волю не рыпался. Остаток ночи друзья провели в задушевных разговорах и воспоминаниях»…

А утром они выбрались из траншеи, побрели сдаваться Вере Антоновне. Увидев их на пороге, невообразимо мятых, в комьях глины и грязи, отекших с похмелья и недосыпу, она было начала отчитывать их по полной программе. Но тут ее взгляд упал на заветную барсеточку в руках Ильи Михайловича. «У Веры Антоновны отлегло от сердца. Она сразу подобрела, велела мужчинам умыться и почиститься. А потом на радостях одарила их за то, что сохранили деньги, своего рода премией — щедро выдала им на поправку здоровья…»

Такая вот история. И если вам вдруг удастся попасть на какую-нибудь неформальную писательскую вечеринку, то таких историй вам расскажут с десяток, так достоверно и в таких подробностях, как будто случилось это вчера. И кажется, что вот сейчас скрипнет дверь и заявится сам Лавров — круглолицый и добродушный, попыхивая дешевой папироской, в своем необъятном пиджаке. Запустит руку в бездонный внутренний карман и вытащит оттуда початую бутылку чернильного «Вермута», закупоренную самодельной пробкой из газеты, и предложит: «Хлебни!»… И будет тот «Вермут», теплым, почти горячим, подогретым жарким писательским телом… Удивительно, но «писательские байки» не иссякают до сих пор.

17 октября 1982 г. на 66-м году жизни скончался известный советский писатель И. М. Лавров.


Его судьба не была особенно легкой, как не может быть легкой судьба тонко чувствующего, все понимающего и принимающего близко к сердцу человека. Но он был очень благодарным человеком и не забывал говорить свое «спасибо» жизни за все, что случилось и не случилось с ним, — за свои «печальное счастье» и «пронзительную грусть» и за тот восторг ежедневных открытий, который он сумел не утратить до последних дней.

«Я благодарю судьбу за встреченных людей, за все любви и дружбы, подаренные мне, — писал он в «Бессонных ночах«, этой своеобразной автобиографии его души. — За все измены, разлады, утраты и радости, обогатившие мои чувства, за все мои зимы и осени, за весь трудный путь к задуманному, за то, что я родился в этой стране, за написанные книги, которые держатся на любви и восхищении…».