Выставка-обзор «Удивительный мир Бунина»

Иван Алексеевич Бунин – ювелир слова, гений русской литературы, блистательный русский писатель Серебряного века. 

В 1933 году, первым среди писателей-россиян, получил Нобелевскую премию по литературе.

Литературные критики сходятся во мнении, что в произведениях писателя заметно родство с картинами живописца Виктора Васнецова, а повести и рассказы схожи с полотнами художника Михаила Врубеля.

Сложно сказать, с какой книги начинать знакомство с писателем — с «Темных аллей» или с «Чистого понедельника», но стоит открыть книгу и вас тотчас же завлечет неповторимая «бунинская» Россия.

 

1. «Антоновские яблоки»
Год выхода: 1900

Часто этот рассказ называют стихотворением в прозе. Это был дебют 30-летнего Бунина как прозаика, вынесшего на суд читателей свой лирический монолог-воспоминание. Язык и стиль изложения поэтичны и легки, и уже с первых строк читатель невольно погружается в атмосферу ранней осени, пьянящего запаха созревающих яблок и прохладной свежести.

«Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы… Воздух так чист, точно его совсем нет..». 

«Антоновские яблоки» – гимн поэта своей Родине и той жизни, которая уже безвозвратно ушла, но осталась в памяти как чистое и безоблачное время.

2. «Деревня»
Год выхода: 1910

Первое крупное произведение Бунина. Он писал его трудно, отталкиваясь от событий Первой русской революции, пытаясь найти ответ на вопрос, что же такое загадочная «русская душа», при этом на первый план были выведены простые мужики, братья Красовы, Тихон и Кузьма. «Есть ли кто лютее нашего народа?» — задается вопросом один из героев повести, на что автором был дан неутешительный ответ.

Произведение поначалу вызвало шквал критики у читающей публики, обвинения в непатриотизме. А вот Горький прочитал «Деревню» с волнением и радостью за ее автора. Как показало будущее, Бунин в своих неутешительных прогнозах грядущего был абсолютно прав. Иван Алексеевич справедливо полагал, что его популярность в России как писателя началась именно с «Деревни».

3. «Господин из Сан-Франциско»
Год выхода: 1915

Рассказ-притча впервые был опубликован в сборнике «Слово». В этом произведении герой Бунина не имеет ни имени, ни фамилии, он типичный образцовый буржуа, убежденный, что за деньги можно купить все. Но, как оказывается, жизнь человека чрезвычайно хрупка, вот и стремившийся за удовольствиями в Старый Свет господин из Сан-Франциско, которому, казалось, что он все рассчитал, все распланировал, очень быстро возвращается домой в гробу в корабельном трюме.

Рассказ был написан писателем всего лишь за четыре дня, первоначальное название – «Смерть на Капри» Бунин изменил, как только написал первую строчку. Также Иван Алексеевич убрал при первом же переиздании эпиграф к произведению, взятый им из Апокалипсиса, – «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Многие исследователи единодушны во мнении, что главной причиной, заставившей Бунина взяться за перо в случае с «Господином из Сан-Франциско», были начало и ход Первой мировой войны.

4. «Легкое дыхание»
Год выхода: 1916

Этот рассказ Бунин написал по просьбе издателей московской газеты «Русское слово». И тогда Иван Алексеевич вспомнил свое путешествие на Капри и посещение там небольшого кладбища, где его внимание привлекла одна из могил. Судя по фотографии упокоившейся там молодой девушки, можно было бы наверняка предположить какую-то трагедию из-за несчастной любви. Что писатель и не преминул сделать, дав волю фантазии и перенеся свою героиню в российские реалии. Так родилась история гимназистки Ольги Мещерской, роковой красавицы, жестоко поплатившейся за свои ветреность и жизнелюбие.

Одним из первых рецензентов «Легкого дыхания» стал писатель Константин Паустовский. Купив случайно в апреле 1916 года свежий номер «Русского слова», он, потрясенный, несколько раз перечитал рассказ. «Я впервые до конца, до последней прожилки понял, что такое искусство и какова его возвышающая сила», — писал он впоследствии.

5. «Митина любовь»
Год выхода: 1924

Очень поэтичная, пронизанная трагизмом повесть была написана уже в эмиграции. Сюжет достаточно прост: первокурсник Митя влюбляется в студентку театральной школы Катю, и постепенно его чувства становятся сродни наваждению и болезни. Муки ревности, страдания, безуспешные попытки спрятаться, убежать от самого себя.

На написание этой повести Бунина подвигли откровения племянника. Добавив истории немного ярких красок, писатель создал гимн юношеской любви, в которой есть и нежность, и страсть, и отчаяние. «В Митиной любви» герой кончает самоубийством, тогда как на самом деле прототип бунинского героя постригся в монахи и вскоре стал выдающимся иереем. Как бы там ни было, но Бунин упорно гнет свою линию: любовь в его творчестве почти всегда трагична.

6. «Жизнь Арсеньева» –произведение, за которое Бунин
был удостоен Нобелевской премии.
Год выхода: 1933

Свой единственный роман Иван Бунин писал на протяжении нескольких лет. Основная часть материала была им подготовлена в 1929 году, отдельные главы в издательстве «Современные записки» в Париже публиковались, начиная с 1927 года. Но вот пятую завершающую часть произведения – «Лику» он написал только в 1933-ем. Работа шла непросто из-за того, что писатель буквально с головой погружался в воспоминания: ни о чем, кроме них и своей книги, он говорить не мог и, по словам поэтессы Галины Кузнецовой, напоминал «отшельника, йога, мистика».

Споры о жанровой принадлежности «Арсеньева» разгорелись сразу же после выхода книги. Сам писатель категорически был не согласен со словом «роман» на титульном листе книги, да и критики, в конце концов, пришли к заключению, что это скорее «вымышленная биография» либо «автобиография вымышленного лица». Так ли все это важно, если «Жизнь Арсеньева» — это блестящий образец отечественной психологической прозы начала XX века, умело и точно исследующий душу русского интеллигента.

7. «Окаянные дни»
Год выхода: 1936

Записи, содержащие сугубо документальную основу, Бунин делал в Москве и Одессе в период с 1918 по 1920 годы. В эмиграции, немного обработав дневники, он частично опубликовал их в парижской газете «Возрождение» в 1925 году. Полностью, отдельным изданием «Окаянные дни» вышли в 1936 году. В СССР они были безоговорочно запрещены, потому их время от времени зачитывали на радиостанции «Свобода». В России книга впервые вышла ещё в советские времена – в 1990 году, тиражом 400 тысяч экземпляров в издательстве «Советский писатель». Потом неоднократно переиздавалась.

Несмотря на то, что в выражениях по отношению представителей новой власти Бунин не стеснялся, это ценный исторический источник, документ эпохи, созданный рукой мастера. И если отбросить явные эмоциональные излишества, вроде тех, которыми Бунин награждал Ленина – «планетарный злодей», «хитрый маньяк», «выродок», останется очень интересная картина первых послереволюционных лет со множеством деталей и бытовых подробностей. Так, например, когда наступало девять вечера «по царскому времени», в Петрограде было одиннадцать – «в целях экономии в осветительных материалах».

8. «Темные аллеи»
Годы выхода: 1937-1944

Бунин считал «Темные аллеи» своим лучшим произведением, а современников книга поразила не только жанровым разнообразием – от коротких сценок, новелл до мини-романа и стихотворений в прозе, но и описанием откровенных сцен. Впоследствии «Темные аллеи» стали золотым стандартом литературной эротики. Сюжет большинства рассказов цикла строится вокруг встречи мужчины и женщины – будь то первая любовь или мимолетное дорожное приключение, измена, искушение гимназиста, романтическое свидание… И уже вокруг главной темы — «темных и чаще всего очень мрачных аллей» человеческой души и плоти накручены разнообразные мысли автора, поиск собственного творческого лица.

Сборник в основном создавался во время Второй мировой войны: по словам, жены писателя, Веры Муромцевой-Буниной, это происходило «отчасти потому, что хотелось уйти в другой мир, где не льется кровь». Уже после окончания войны писатель дополнил цикл несколькими новыми новеллами. Каноническим считается издание книги в Париже, в 1946 году. В СССР она впервые была опубликована только во времена «оттепели».

9. Поэзия Ивана Бунина
«Листопад»
Год выхода: 1901

«Так знать и любить природу, как И.А.Бунин, мало кто умеет», — писал об Иване Алексеевиче Александр Блок. И действительно: кто не знает эти строки? «Лес, точно терем расписной,/Лиловый, золотой, багряный,/Веселой, пестрою стеной/Стоит над светлою поляной…». Картины природы, созданные Буниным, восхищали читателей и критиков. Особенной его любовью пользовалась природа русской деревни, во многом этому способствовало детство писателя, прошедшее в имении под Орлом. Стихотворение «Листопад», давшее название сборнику, он написал в 1900-м году и посвятил его Максиму Горькому. А за сам сборник в 1903 году ему присудили Пушкинскую премию.

Бунин издал несколько поэтических сборников и получил за них две Пушкинские премии. Всю жизнь он был приверженцем классики, и на фоне поэтов Серебряного века с их поиском новых форм для самовыражения выглядел консервативным. Но, оказавшись в стороне «от общего движения в области русского стиха», достиг, по словам Максимилиана Волошина, «конечных точек совершенства» с точки зрения живописи поэтических картин.

Основные темы стихов И. Бунина – природа, философское восприятие жизни, любовная лирика, впечатления от путешествий.
В лирике молодого Бунина чувствуется влияние Якова Полонского, Аполлона Майкова, Алексея Жемчужникова и Афанасия Фета. Основной темой в ранних стихах Бунина была природа с её временами года, «седым небом» и «лесами на дальних косогорах».

Лирический герой молодого И. Бунина – всегда в единении с природой. Он радостно принимает жизнь и счастлив от полноты чувств.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.