Музыкальная гостиная «Много песен о матери спето, и сегодня о ней мы споем», посвященная Дню матери

Мама — особенный человек в жизни каждого из нас.
День матери — нежный праздник, который празднуется в последнее воскресенье ноября. В этом году — 29 числа.

В преддверии этого чудесного события, библиотека им. И.М. Лаврова, приглашает своих любимых читателей на музыкальную гостиную «Много песен о матери спето, и сегодня о ней мы споем», посвященную Дню матери.

Час истории «Он прославил сибирскую науку»

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения основателя Сибирского отделения РАН (АН СССР) Михаила Алексеевича Лаврентьева. Это учёный, чьи достижения стоят в одном ряду с Ломоносовым, Менделеевым, Вернадским, Королёвым. Человек, который поднял науку в Сибири на мировой уровень, автор порядка пятисот научных трудов, опережающих своё время на десяток лет, преподаватель и воспитатель молодого поколения изобретателей. Человек, который гордился тем, что жил в России, для которого Сибирь стала домом, а её развитие делом всей жизни. Его научный кругозор был огромен, он сделал множество открытий, как в области математики, так и в механике, разглядел будущее вычислительной техники. Какой же путь в науке прошел выдающийся ученый?

Михаил Алексеевич Лаврентьев родился в 1900 году в Казани в семье преподавателя математики технического учебного заведения, позже — профессора механики сначала Казанского, затем Московского университетов Алексея Лаврентьевича Лаврентьева. На становление Михаила как ученого большое влияние оказал советский математик профессор Московского государственного университета Николай Николаевич Лузин. Они познакомились во время стажировки отца М. А. Лаврентьева в Гёттингене, когда Михаилу было всего 10 лет. По воспоминаниям ученого, именно Н. Н. Лузин, наряду с отцом, научил его постановке оригинальных задач. После окончания коммерческого училища Михаил Лаврентьев поступил в Казанский университет, в котором существовали сильные научные школы.

В 1921 году семья Лаврентьевых по приглашению Лузина перебирается в Москву, и Михаил становится студентом Московского государственного университета, и в частности — учеником математической школы Н. Н. Лузина, которая развивала теорию множеств и функций. Именно с ней связан цикл первых работ Михаила Лаврентьева.

В 22 года Михаил Алексеевич закончил Московский государственный университет, но ещё за год до окончания начал преподавать в Московском высшем техническом училище. В 1923-1926 гг. он был аспирантом Института математики и механики МГУ. В 27 лет, будучи кандидатом физико-математических наук, был избран членом Московского математического общества. В возрасте около 29 лет М. А. Лаврентьев стал заведовать кафедрой и получил звание профессора Московского химико-технологического института.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов ученики Лузина, среди которых был и Лаврентьев, занялись прикладными проблемами. В 1929 году Михаила Алексеевича оформили старшим инженером в теоретический отдел Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского. В отделе решали проблемы авиационной техники: изучение вибраций, больших скоростей, удара о воду и подводного крыла. Результаты, полученные Лаврентьевым, были настолько значимыми, что ему без защиты диссертации присвоили с разницей в год сразу две докторские степени: технических (в 34 года) и физико-математических наук (в 35 лет). Из ЦАГИ Лаврентьев вынес очень важный жизненный опыт приложения математики к инженерным задачам.

В 1939 году начинается новый этап в жизни Лаврентьева. Президент Академии наук Украины академик Александр Александрович Богомолец пригласил его в Киев. Михаилу Алексеевичу была обещана поддержка на выборах в члены АН Украины (он был избран сразу академиком) и предложено возглавить Институт математики. Александр Александрович предоставлял ученым возможность быстро создавать институты и лаборатории по передовым проблемам науки, а в случае затруднений не стеснялся обращаться за помощью в ЦК партии Украины, к первым лицам государства. Украинский период много дал для становления Лаврентьева как крупного организатора науки: он вырос до вице-президента АН Украины.

С началом Великой Отечественной война войны институты Украины были эвакуированы в Уфу. В тылу он занимался созданием нового оружия. Одна из самых популярных его разработок полуторакилограммовая бомба, которая прожигала танки насквозь. Благодаря лёгкому весу в самолёт можно было загрузить до 600 таких бомб. Именно это изобретение оказало переломное значение на Орловско-Курской дуге.

Интерес и успехи в работе с Теорией взрывов привёл Лаврентьева в  конструкторское бюро (КБ-11), где он был в числе руководителей создания атомного оружия с 1953 по 1957 год.

 В 1957 году Лаврентьевым было выдвинуто предложение об организации научных комплексов в крупных промышленных центрах Сибири. Городом откуда началось развитие Сибирского отделения Академии наук стал Новосибирск. Началось возведение Академгородка, в том же 1957 году был открыт Институт гидродинамики, организатором и директором которого был М. А. Лаврентьев.

В Сибири Михаил Алексеевич осуществил и другую свою идею — идею вовлечения в науку молодежи путем тщательного отбора ее из числа школьников старших классов. Здесь, в Академгородке, были созданы специализированная физико-математическая и химическая школа-интернат, клуб юных техников. При активном участии М. А. Лаврентьева появляется Новосибирский государственный университет, преподавателями которого становятся ученые Сибирского отделения, и где он сам читал лекции и был заведующим кафедры механики и гидродинамики. Базой для студенческой практики выступают институты Академгородка.

Особое внимание учёный уделял работе с молодёжью, он старался не просто научить и передать знания, он старался зародить в учениках пытливость ума, интерес к собственным открытиям и науке, причём не только в студентах ВУЗов, но и в школьниках.

В Новосибирске Лаврентьевым организовывались олимпиады, создавались специализированные школы для математиков, физиков и программистов.

Михаил Алексеевич руководил СО РАН до 1975 года, после был его Почётным председателем.

По праву Лаврентьева Михаила Алексеевича можно считать человеком, создавшим научное сообщество в Сибири и до самой смерти занимавшимся его развитием.

Михаил Алексеевич Лаврентьев — выдающийся математик и механик, блестящий организатор науки и образования, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий, золотой медали им. Ломоносова, член восьми зарубежных Академий, вице-президент Академии наук СССР…

Он сам присоединил Сибирь к собственной судьбе. Славно — и нерасторжимо. Восемнадцать лет, с 1957 по 1975, Михаил Алексеевич Лаврентьев возглавлял Сибирское отделение Академии наук СССР. Замысел, воплощение, успех сибирского академического проекта неотделимы от имени Лаврентьева.

В лета весьма преклонные взялся он за дело исторического смысла и масштаба. И блестяще осуществил по-юношески дерзкое и романтическое предприятие.

Год его рождения — 1900-й. Год рождения СО АН СССР — 1957-й.

Возможно ли было бы второе рождение без первого? Прошлое не имеет вариантов. И теперь уж навсегда Сибирь обязана Лаврентьеву беспримерной академизацией. А Новосибирск — мировой, без преувеличения, известностью в научном сообществе.

В честь Лаврентьева названы улицы и проспекты в российских городах, институты, школы, горные пики. Михаилу Алексеевичу установлен памятник в Академгородке Новосибирска.

Дело Лаврентьева Михаила Алексеевича продолжает жить по сей день, его ученики уже сами стали именитыми учёными и взращивают новое поколение светлых умов, влюблённых в науку.

Библиотекарь

Гончарова Татьяна

20 ноября – Всемирный день прав ребенка!


20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка!

Эта дата была выбрана не случайно. 20 ноября 1989 года была подписана Конвенция о правах ребенка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

54 статьи Конвенции гарантирует детям равенство независимо от происхождения, расы, национальности, статуса, гарантирует свободу вероисповедания, свободу совести, гарантирует правовую защиту от всех форм физического насилия.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1990 году. За прошедшее время российским Правительством были предоставлены периодические доклады о мерах по выполнению положений Конвенции.

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами:

1. Конвенцией о правах ребенка. Это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
2. Конституцией РФ. Это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой.
3. Семейным кодексом РФ.
4. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
5. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
6. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
8. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Государство признает, что детство является важным этапом жизни человека, и на приоритетном уровне государственной политики стоят интересы детей: подготовка детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитание в детях высоких нравственных качеств, гражданственности и патриотизма.
Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют права, как и взрослые.

Каждый ребенок имеет право: 

✓ Право на имя и гражданство,
✓ Право на семью,
✓ Право на бесплатную медицинскую помощь,
✓ Право на отдых и досуг,
✓ Право на посещение школы,
✓ Право на равенство,
✓ Право на собственное мнение,
✓ Право на свободу выражения своих мыслей,
✓ Право на получение информации,
✓ Право на защиту от насилия и жестокости,
✓Право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями),
✓ Право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию,
✓ Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на заботу и защиту со стороны государства.

Дети и подростки — самые уязвимые члены любого общества. К сожалению, в современном мире их интересы и права часто нарушаются, причем как в беднейших, так и в развитых странах. Неудовлетворительные условия — одно из самых распространенных нарушений прав детей. Без достойного и безопасного жилья, без санитарных условий проживания детям гораздо сложнее жить и развиваться. Здоровье не может быть крепким в антисанитарных условиях, а право на игру не может быть осуществлено при отсутствии безопасного места для игр.

Библиотека им. И.М. Лаврова приглашает вас на квест
«С детства знай свои права!»

Проходите все испытания, собирайте цитату и присылайте ее нам в группу Вконтакте https://vk.com/lavrova.cbstolstoy. От нас — сюрприз!

Игру подготовила
Широкова А.А.

Познавательный час «Толерантность — путь к культуре мира»

«Человек, ненавидящий другой народ,

не любит и свой собственный»

Н. Добролюбов

Давайте поговорим о толерантности! Что же это такое?

Толерантность — одно из важнейших положительных качеств человека. Попробуем разобраться, что входит в это понятие, и какого человека можно смело назвать толерантным.

Люди — разные. У каждого — свои достоинства и недостатки, привычки и принципы, ценности и интересы. Что-то нам дано от рождения, а что-то приходит с опытом, по мере взросления. Но нас объединяет главное — все люди в той или иной степени способны мыслить, анализировать и обобщать, любить и сопереживать, преобразовывать природу, трудиться и созидать. Высокоразвитая разумная жизнь, которая на планете Земля представлена человечеством, — огромная ценность. И мы до сих пор не знаем, есть ли что-то подобное в других уголках бескрайней Вселенной. Сохранение разумной жизни, мира и спокойствия на планете зависит от каждого из нас. А начинается все с малого — отношений с окружающими, теми, кто живет, учится, работает рядом с нами.

Каждый человек принадлежит к определенной этнической группе, которую в России принято называть национальностью. Формировались национальности на базе народностей, которые, в свою очередь, складывались из древних племен. Людей одной национальности объединяет общность языка, истории, культуры, традиций, верований, экономических связей, территории и того, что мы называем «национальным характером».

В наше время национальности (за редким исключением) не столь жестко привязаны к определенной территории, как раньше. Это связано с множеством причин: экономических, политических и других. Люди покидают родные места в поисках лучшей доли, находят интересную работу за много тысяч километров от дома, спасаются от различных преследований и притеснений. В итоге крупные города представляют собой «национальные винегреты».

Проявлять неуважение к людям, высмеивая или оскорбляя их национальную или расовую принадлежность — значит демонстрировать окружающим собственное дремучее невежество. Ум, склонности к наукам и искусствам зависят не от расы и национальности, а совсем от другого: врожденных талантов конкретного человека, полученного им образования, среды, в которой он рос и развивался.

Культурный человек должен с пониманием отнестись к желанию своих соседей жить на новом месте в соответствии со своими национальными обычаями. Пусть даже они, на первый взгляд, кажутся странными или смешными.

Уважение к обычаям других национальностей не должно привести к другой крайности. Нельзя быть терпимым к несправедливости, к проявлениям дикости, даже если они связаны с особенностями некоторых национальных культур. Вы же не будете равнодушно наблюдать, как каннибалы готовят к поеданию своего пленника, мол, «такие уж у них нравы, и их надо уважать»?

Терпимость и уважение должны проявлять не только коренные жители, но и не в меньшей (а то и в большей!) степени те, кто приехал жить и работать на новом месте. Иначе межнационального мира добиться будет невозможно. Не зря столь популярна русская пословица, которая гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Находясь в других краях, следует соблюдать принятые там нормы и правила поведения.

Религиозная вера — личное дело человека. Никто не вправе навязывать свои религиозные убеждения. Казалось бы, это очень простые принципы. Но чтобы они стали общепринятыми, потребовалось много сотен лет. Десятки тысяч людей погибли в войнах, вызванных религиозными противоречиями. Нетерпимость в религиозных вопросах приводила к смерти не только отдельных мужчин и женщин, но и целые народы, а также созданные ими государства. Как правило, у таких войн были и другие причины, например, соперничество за природные ресурсы или территорию. Но разность верований придавала им особо яростный характер, оправдывала жестокость по отношению к «чужим».

Глубоко религиозные люди обычно крайне болезненно относятся к оскорблению своей веры. Задев её, ты во многих случаях лишь вызовешь агрессию в свой адрес. Если же такая нетерпимость будет проявлена в адрес большой религиозной группы, то жди настоящего бедствия, вплоть до раскола общества и кровопролития.

Чтобы избежать этих неприятных последствий, достаточно спокойно следовать своим религиозным убеждениям, не следовать никаким, если ты атеист, и признавать это право за другими.

Понятие «толерантность» кажется сложным только на первый взгляд. На самом же деле толерантностью называют очень простые и понятные принципы и нормы поведения. Толерантность — это терпимость к чужим обычаям, традициям, верованиям, образу жизни. Это уважение к людям, вне зависимости от их национальности и цвета кожи. Это понимание, что другой человек имеет право на самовыражение, на иные, чем у тебя взгляды. Тот, кто не следует этим нормам и принципам, не сможет наладить нормальные отношения с окружающими, рискует попасть в сети экстремистских и террористических организаций.

При этом толерантность не означает равнодушие к чужим проблемам, к несправедливости, к нарушению законодательства. Толерантный человек не обязан отказываться от своих взглядов и убеждений.

Кем быть и каким быть — решать тебе самому. Постарайся не ошибиться!

 

Библиотекарь

Гончарова Татьяна

Правовой ликбез «Профилактика правонарушений несовершеннолетних»

 

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям. Согласно статистике Генеральной прокуратуры РФ, дети и подростки совершают 3,9% преступлений от общего объема правонарушений.

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.

Согласно действующему законодательству, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ).

В зоне риска находятся дети:

  • ранее совершившие преступления;
  • из неблагополучных семей;
  • попавшие под влияние дурных лиц (психологически неустойчивые);
  • попавшие в запрещенные группировки и объединения;
  • мало занятые и не увлеченные (секциями, кружками);
  • не знающие закон и уверенные в безнаказанности.

Поведение подростков, отличное от нормы, может иметь несколько форм:

  • Неодобряемое: шалости, озорство, упрямство, непослушание.
  • Порицаемое: редкое нарушение дисциплины, периодические драки, грубость и ложь. Вызывает осуждение родителей, учителей.
  • Девиантное: лицемерие, лживость, эгоизм, агрессивное поведение, воровство и т. д.
  • Предпреступное: зачатки деструктивного и криминального поведения (хулиганство, вымогательство, злостное нарушение дисциплины, увлечение алкоголем).
  • Преступное: правонарушения и преступления.

Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (опекунов). Приучать к нормам жизни в обществе в семье обязаны с раннего детства. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить. Родителям следует акцентировать его внимание на ответственном поведении и развивать в нем способность анализировать свои действия и отвечать за поступки. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей. Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны.

И главное: родители сами должны вести себя достойно и собственным примером показывать, что можно делать, а что нет, и как исправлять совершенные ошибки.

Согласно статье 88 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетним назначаются следующие виды наказаний:

  • Штраф.
  • Лишение права заниматься определенной деятельностью.
  • Обязательные работы.
  • Исправительные работы.
  • Ограничение свободы.
  • Лишение свободы на определенный срок.

 Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Профилактика — задача не только семейная. Этой работой также занимаются:

  • комиссия ПДН;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы соцзащиты населения;
  • федеральные органы государственной власти, органы власти в регионах РФ и муниципалитеты, осуществляющие госрегулирование в области образования;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы (СИЗО, колонии и т. д.);
  • ОВД;
  • органы здравоохранения;
  • органы по контролю над оборотом наркотиков;
  • органы по делам молодежи;
  • службы занятости.

Работа указанных органов по профилактике правонарушений помогает выявить и устранить изменения в личности и поведении ребенка, пока они еще не стали устойчивыми и поддаются корректировке.

Общественные объединения организуют социальные проекты, такие как телефон доверия. Обратившись по нему, подростки, не нашедшие поддержки и понимания в семье и среди сверстников, получают профессиональные советы психологов.

  • Телефонная линия «Ребенок в опасности» т. (383) 36-358-08
  • Общероссийский единый детский телефон доверия т. 8(800) 2000-122
  • Единый региональный телефон доверия служб экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей т. 8(800) 2000-985
  • Телефон доверия экстренной психологической помощи т. (383) 30-800-43
  • Телефон доверия круглосуточной экстренной психологической помощи т. 276-35-16

Зав. библиотекой

Ольга Потапова

Что изменится в жизни россиян с 1 ноября 2020 года

С 1 ноября в России вступает в силу ряд законодательных изменений. Предлагаем Вам с ними ознакомиться!

• ДТП можно будет оформить через приложение

С 1 ноября водители во всех регионах России смогут оформлять электронное извещение о ДТП с помощью приложения «Помощник ОСАГО» без вызова сотрудников ГИБДД. С ноября прошлого года это можно было сделать только в Москве, Санкт-Петербурге, их областях и Республике Татарстан.

Электронное извещение равноценно привычному бумажному, оформить его можно, если в аварии участвовали только два автомобиля, не причинен ущерб третьим лицам и нет пострадавших. Оба водителя должны иметь полис ОСАГО. Участники ДТП должны нарисовать схему происшествия и сделать фотографии. Опция будет доступна не только для физических, но и для юридических лиц.

• ПТС перестанут выдавать в бумажном виде

С 1 ноября в России перестанут выдавать бумажные паспорта транспортного средства. Всю информацию об автомобилях теперь будут хранить в электронном виде. При этом бумажные паспорта не потеряют силы — владельцы автомобилей смогут самостоятельно решить, менять ли им документ на электронный.

• Получение пособия на детей упростят

С 1 ноября для оформления выплаты на детей с трех до семи лет гражданам не придется предоставлять документы, содержащие сведения об алиментах. Госорганы будут сами получать эту информацию через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Ежемесячные пособия на детей от трех до семи лет введены с 1 января 2020 года указом президента. Их получают семьи с низкими доходами. Выплаты начались с 1 июня.

Пособие в размере 50% регионального прожиточного минимума для детей можно оформить на портале госуслуг или в МФЦ.

• Полеты в Японию возобновятся 

С 1 ноября возобновятся регулярные авиарейсы между Владивостоком и Токио, с 5 ноября — между Москвой и Токио.

Россия прекратила регулярное пассажирское авиасообщение с другими странами весной из-за пандемии. С лета были частично возобновлены полеты в ряд государств: Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Южную Корею, Египет, ОАЭ, Турцию, Великобританию, Швейцарию, Танзанию и на Мальдивы. При этом на части маршрутов действуют ограничения.

• Появятся экспериментальные правовые режимы 

С 1 ноября в России появится возможность устанавливать экспериментальный правовой режим для предпринимателей, предполагающий частичный или полный отказ от обязательных требований или необходимости получения разрешений. За счет особых условий таких «регуляторных песочниц» компании, занимающиеся разработкой новых продуктов и услуг, а также представители органов власти могут тестировать их без риска нарушить действующее законодательство, а впоследствии, если тестирование прошло успешно, — выходить с ними на рынок.

• Сайты обяжут принимать «Мир»

С 1 ноября крупные торговые сайты-агрегаторы (с выручкой более 40 млн рублей за прошлый год), использующие наличные расчеты с потребителем, будут обязаны принимать к оплате карту «Мир».

При этом планируется поэтапное снижение порога выручки. Так, с 1 марта до 30 июня 2021 года включительно под действие закона попадут агрегаторы с объемом выручки, превышающим 30 млн рублей. Заключительным этапом станет снижение порога выручки до 20 млн рублей с 1 июля 2021 года.

Изменения в законодательство должны привести к тому, что недобросовестные участники рынка, торгующие контрафактной или нелегальной продукцией только за наличную валюту, будут вынуждены уйти с рынка или же изменить бизнес-модель.

• Автоматическое продление выплат семьям с детьми до трех лет

7 ноября вступит в силу закон, продлевающий беззаявительный порядок назначения ежемесячных выплат на первого и второго ребенка до трех лет семьям, размер среднедушевого дохода которых не превышает двух прожиточных минимумов.

Такие положения уже действовали с 1 апреля по 1 октября 2020 года. Поводом для продления инициативы стала необходимость ограничить социальные контакты в период распространения коронавирусной инфекции.

Источник информации: https://tass.ru/obschestvo/9821217

Устный журнал «Сибири широкие просторы»

Интерактивная игра
«Сибири широкие просторы»

Журнал подготовила Широкова А.А.

Экскурс в историю «В единстве народа — сила России!», посвященный Дню народного единства

Предлагаем Вашему вниманию Экскурс в историю
«В единстве народа — сила России!», посвященный Дню народного единства.


С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник — День народного единства, который посвящен Родине и дружбе между народами. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.

Дмитрий Михайлович Пожарский и Кузьма Минич Минин

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Почему столица нашей Родины оказалась в руках иностранных захватчиков? Давайте совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, как это было.

Начало XVII века в истории нашего государства называют Смутным временем. Страна, как единое государство, распалась, прекратила свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления московской династии Рюриковичей.

В 1581 г. – царь Иван IV Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; Через 3 года умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. — в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника.

Борис Годунов

В этом же году Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий – избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно.

Народным недовольством правления Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил беглый монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.

Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги, терпели поражения от русских войск.

Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался. И народ поверил Самозванцу (Григорию Отрепьеву). Лжедмитрий захватил царский престол. Бояре легко избавились от детей Бориса Годунова: Фёдор Годунов был убит, а Ксению заточили в монастырь.

Лжедмитрий I

В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец — он остался в истории Лжедмитрием I — государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого — ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

Лжедмитрий II

Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец, Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!»

Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось — Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Отсюда мы и говорим о польских и литовских интервентах. Будучи избран на престол Речи Посполитой, Сигизмунд стремился объединить под своей властью Речь Посполитую и Швецию. Сигизмунд поддержал Лжедмитрия II, заключив с ним тайный договор. По воцарении в Москве самозванец обещал отдать Польше Чернигово-Северскую землю. После смерти Лжедмитрия II Сигизмунд в 1609 году возглавил осаду Смоленска. Тогда и наступил конец терпению русского народа.

Прокопий Ляпунов

Прокопий Ляпунов (из города Рязань) собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре — предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!»

Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель, Прокопий Ляпунов, погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город — исторический район Москвы.
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит в Москве на Красной площади – в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Иван Осипович Сусанин

Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских и литовских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Сына патриарха Филарета — Фёдора Никитича Романова. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.
А в г. Костроме установлен памятник Ивану Сусанину.

Во все времена единение народа, было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане.
Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.
Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Библиотекарь
Гончарова Татьяна

СВОЯ ИГРА «День народного единства»

«Я на пенсии сижу, время зря не провожу»

Библиотека им. И.М. Лаврова представляет праздничную программу «Я на пенсии сижу, время зря не провожу», приуроченную к декаде пожилых людей!

С почтеньем поздравляем вас.
И пожеланий много в день осенний:
Чтоб не коснулась грусть прекрасных глаз,
Чтоб было море радостных мгновений.

Чтобы здоровье было словно сталь,
Родные вас заботой окружали,
Любовь дарили и тепло свое,
От всех невзгод всегда оберегали!

Конкурс рисунков «Во льдах Антарктиды»

Внимание! Внимание! Дорогие друзья!

Библиотека им. И.М. Лаврова объявляет Конкурс рисунков «Во льдах Антарктиды». Конкурс посвящен 200-летию открытия Антарктиды.
Цель конкурса: Привлечь внимание к событиям 200-летней давности и освоению современной Антарктиды, способствовать развитию творческих способностей и эстетической культуры.

Условия конкурса:
1. Конкурс проводится с 5 по 12 октября 2020 года.
2. Конкурс проводится среди школьников начальной школы и среднего звена.
3. Для участия в конкурсе пришлите фото своей работы с указанием ФИО и места вашей учебы на эл. почту lavrova@cbstolstoy.ru с пометкой Конкурс.
4. Работы всех участников с удовольствием разместим на странице ВКонтакте.
5. 15 октября в сообществе https://vk.com/lavrova.cbstolstoy будут выставлены ваши плакаты. Победитель будет определен путем онлайн голосования подписчиков группы.

Автор лучшего плаката получит диплом победителя и приз!

Желаем всем удачи и творческих исканий! Ждем Ваши работы!

Библиотекарь

Потапова Т.Н.